Семья и семейные ценности
Семья - это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро.
Я.Л. СУХОМЛИНСКИЙ
Как часто мы слышим это слово – семья. Семья и общество. Но какое значение мы придаем этим словам. Что значит семья для современного общества? Какие семейные ценности мы оберегаем? Изменились ли они?
Если в 17-19 веках такие понятия, как любовь, семья, дети были незыблемы, то в веке 20 случился легкий крен в сторону свободы отношений. А 21 век принес в отношения и вовсе легкость и непринужденность. Общество стало раскованнее и те ценности, которые играли главенствующую роль, перестали таковыми быть. Вспомните слова наших дедушек и бабушек. С какой любовью, с каким трепетом, они говорят нам о своих семейных отношениях. Взаимовыручка, бескорыстие, верность, терпение, почитание старших – вот то, что укрепляло целые семейные династии. Какие славные традиции были у наших предков. Ужин в кругу родных. Чаепития на природе.
Семья появилась на заре формирования общества. Союз двух любящих людей скреплялся узами дальнейшей совместной жизни. Появлялись дети, и семья становилась чем-то большим, чем просто союз двух сердец. Это была уже духовная сфера общения, воспитания, обучения, взращивания, становления личностей и характеров. Вырабатывались семейные ценности, которые призывали любить, ценить, уважать друг друга. Опыт передавался из поколений в поколения. Именно поэтому семья так много значит для социума.
Однако в последнее время все чаще звучат слова, что семья, увы! уже не выполняет своей социально-нравственной функции. Она призвана служить опорой, гарантом для развития общества и воспроизведения человечества. Но система семейных ценностей утратила эту опору под давлением индивидуалистических настроений населения развитых стран. Брак стал всего лишь союзом двух людей…
Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа. Важно понимать, что без этого тяжело полноценно жить, развиваться, совершенствоваться и просто быть счастливым. Семья – это прекрасно! Это то, что сближает людей, делает чище и разумнее общество, создает морально нравственных и устойчивых людей. Это не закон, не убеждения, - это стремление к истинным ценностям! Любовь, сближающая людей, дающая энергию, рождающая новые поколения, объединяет их в формации, которые создают свой уникальный и неповторимый мир! Это и есть семья и общество.
- диагностика семьи,
- взаимоотношения с родителями обучающихся,
- работа с нестандартными семьями,
- организация полезного досуга.
Задачи:
* Изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка.
* Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
* Выявление функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
* Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
* Усиление роли родителей в жизни школы.
* Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
* Организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях обучающихся.
- объективный характер изучения семьи;
- комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
- выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
- анализ реальной ситуации;
- двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
- осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
- оптимистический подход к семье; единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
- установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Одной из основных форм работы с родителями является родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей. В большинстве своем – это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Тематика общешкольных родительских собраний самая разнообразная.
Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.